UA-78900078-1
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Социальное партнерство в сфере образования – социально-правовое явление, возникшее в нашей стране относительно недавно и требующее теоретического и прикладного изучения, а также нормативно-правового оформления.

Эксперты Международной организации труда определяют суть социального партнерства как «механизм, посредством ко­торого предприниматели, представители трудящихся и правительства разрабатывают комплекс согласованных многосторонних действий для решения всех важнейших вопросов экономической и социальной политики в национальном масштабе путем по­иска компромиссов»

 

В настоящее время в России сформировалась пятиуровневая система социального партнерства в сфере НПО и СПО:

  • на федеральном уровне в качестве партнеров выступают Министерство образования и науки РФ, Союз директоров ССУЗ, Российская ассоциация профтехобразования и другие.
  • на региональном уровне – государственные органы управления (структуры управления образованием, по труду и занятости, по делам молодежи, экономике, ФГЗСН), региональные отраслевые органы управления, общественные организации и объединения регионального уровня, законодательные органы, институты повышения квалификации работников образования.
  • на муниципальном уровне – местные органы исполнительной и законодательной власти, территориальные органы занятости, муниципальные образовательные учреждения, организации и предприятия, общественные объединения и организации (союзы работодателей, образовательных учреждений), СМИ, население.
  • на отраслевом уровне – ведомственные органы управления, организации – заказчики кадров, образовательные учреждения, готовящие кадры для отрасли, профессиональные союзы.
  • на уровне конкретных учреждений НПО, СПО – администрации, педагогические коллективы, попечительские и координационные советы, конкретные работодатели, общеобразовательные школы, вузы.

Для самих обучающихся основной задачей социального партнерства и, соответственно, критерием его эффективности является востребованность полученной профессии на рынке труда. В отличие от высшего профессионального образования, где ведущим мотивом обучения остается желание получить высокий социальный статус посредством диплома, студенты НПО, СПО рассматривают свою учебу прежде всего как возможность социализироваться, успешно работать и зарабатывать в ближайшее время. Причем растет число молодых людей, которым важен не только сам факт их трудоустройства, но и качество пред­лагаемой работы, длительность закрепления на рабочем месте, успешная адаптация, возможность карьерного и профессионального роста.

Нормативная база

  1. Основным документом, регулирующим вопросы социального партнерства в сфере НПО и СПО, остается Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Письмо Минобразования РФ от 21.11.2003 года  №19-52-1130 "Об обеспечении социального партнерства системы среднего профессионального образования "